Гутуевский остров — необычная достопримечательность
Есть на территории города остров, который большую часть времени со дня основания Санкт-Петребурга был абсолютно пустынным. У него было множество названий: Малый Галтеев, «кустарниковый остров», Гуттуевский. Однако судьба места решилась, так что теперь здесь не только находится Морской порт, но и свои собственные достопримечательности.
Финское название Витсасаари (фин. vitsasaari — «кустарниковый остров»). Употреблялся и русский вариант Кустарниковый остров. Впоследствии применялись названия Круглый остров и Приморский остров (по нахождению острова в Финском заливе).
Современное название в форме Гуттуев остров известно с 1798 года, происходит от фамилии владельца острова олонецкого купца, сахарозаводчика, владельца пивоваренного завода на острове Конона Ларионовича Гуттуева (Хуттоева). После того как на острове появился порт, жизнь здесь изменилась. Построили два моста через Екатерингофку – Екатерингофский и Гутуевский (ранее Сельдяной). Раньше на этом месте вдоль Двинской улицы, между Екатерингофкий и Межевым каналом находился Сельдяной буян. Буяны, так же как и поребрики, есть только у нас.
Буяном у нас в городе называют складочное место, расположенное на островке и имеющее пристань. «Мимо острова-буяна, к царству славного Салтана» - то есть Александр Сергеевич говорит, что это был островок с пристанью и складом. В Петербурге были Пеньковый, Льняной, Сельдяной, Масляный, Сальный, Соляной буяны. Есть Тучков буян у Тучкова моста, но это уже по фамилии.
На Сельдяном буяне хранилась в бочках рыба, прежде всего сельдь. Около 200 каталей постоянно катали бочки с кораблей на склады и, наоборот, со складов на корабли. Розничная торговля здесь не велась, здесь торговали только оптом. Первый сельдяной буян был на Малой Невке и соединялся с островом Голодай дамбой. Потом уже на Гутуевом острове буян сильно пострадал во время наводнения 1824 года. Новые здания были построены Базеном, который в это же время заканчивал строительство Обводного канала. Сейчас на этом месте стоит колледж водного транспорта.
Если снова посмотреть с Гутуевского моста на юг, то посреди Екатерингофки увидим маленький островок. Он называется Малый Резвый. Западнее находился Большой Резвый остров, но сейчас его нет, так как протоку засыпали и он стал частью Гутуевского острова.
Ещё при Петре в наш город приехали купцы из Осташкова и торговали рыбой. В Петербурге они разбогатели, со временем стали поставлять рыбу к императорскому двору. На сколоченное состояние купили несколько островов. Так появились острова Большой Резвый и Малый Резвый. Но настоящая фамилия этих купцов была Резвов. Видимо самым резвым по части торговли оказался Терентий Сергеевич Резвов, который со временем стал потомственным почётным гражданином Петербурга. Один из его внуков Дмитрий Петрович Резвов стал артиллеристом и со временем стал дворянином. Дворяне Резвовы, в отличие от купцов Резвовых, свою фамилию изменили, и стали Резвыми. Так вот Дмитрий Петрович Резвый (Резвой) (1762 – 1823) участвовал в войне 1812 года, прекрасно себя зарекомендовал в Бородинском сражении. Портрет Дмитрия Петровича Резвого есть в галерее 1812 года в Зимнем дворце.
Сейчас этот островок занят военными, поэтому туда попасть невозможно, можно только постоять на мосту, который соединяет Малый Резвый остров с Гутуевским островом. Сейчас идёт строительство набережной реки Екатерингофки, которую собирались построить ещё в 1960-х. Но пятьдесят лет строительство откладывалось. А теперь набережную поднимают, так как это требуется для строительства съездов с платного западного скоростного диаметра (ЗСД). Но ЗСД был проектом Валентины Ивановны, а что будет теперь не очень ясно.
В конце XIX века в связи с открытием порта на острове поселились таможенники, чиновники, мастеровые, докеры, моряки. Им была нужна церковь. Все они по подписному листу собирали деньги. Значительную сумму, 100 тыс. рублей, внёс фабрикант Воронин, владелец ткацкой фабрики на Резвом острове, испросив разрешения устроить в церкви семейную усыпальницу. Церковь была построена на Двинской улице рядом с Екатерингофкой. Строили церковь инженер Косяков Василий Антонович (старший из трёх братьев-архитекторов), с участием Правдзика. Богоявленская церковь строилась восемь лет с 1891 по 1899. Архитектор попытался совместить древнерусский стиль с византийским.
С моей точки зрения, попытка оказалась крайне неудачной. Пропорции нарушены, храм выглядит тяжеловесно, центральный купол давит. Но сейчас не принято критиковать то, что было построено до 1917 года. Считается, что этот храм является украшением Гутуевского острова.
Хотя там есть интересные мелкие детали, мозаики, изразцы, декоративная керамика и ковка, которые были изготовлены нашими современными мастерами. Храм был закрыт в 1935 году, в нём находился мыловаренный завод. Мыло, как известно, результат химической реакции слабой кислоты и сильного основания (щёлочи). Такие реакции до добра не доводят, внутри храма ничего не сохранилось. Помню, что в середине 70-х фасад представлял жалкое зрелище – закопченные стены, ржавый купол. Потом здесь был склад Фрунзенского универмага. В 90-е годы помещение у них отобрали и вернули РПЦ. Вертолетчики под руководством Базыкина установили кресты.